danuvius: (Default)
[personal profile] danuvius
+Наконец, он приказал совлечь с него его одежды и одеть его в другие, разорванные, и затем передал его каким-то псарям (κυνοτρόφοις), чтобы они сберегали его для продажи, и велел ради повышения покупной цены подвергать его, помимо прочего бичевания, еще и противоестественному содомскому воздействию муженеистовства (ἀρρενομανίας). Уж не знаю, почему это так произошло: либо у них было в обычае делать это ради глумления над пленными христианами; либо здесь высшее божественное правосудие, истощив свое обычное долготерпение, попустило это и предало преступного [Паламу], как предводителя распространившегося ныне нечестия, в руки варваров, чтобы верх гнусности его ереси не остался сокрытым даже для самых невежественных и невнимательных к вопросам религии, но за бесчинство пришло бы воздаяние бесчинством, и сокровенная в его злобе мерзость таким наглядным образом была всем явлена через крайнюю мерзость видимого телесного акта, который ему пришлось испытать. И тот, кто желал прославиться, тиранствуя над благочестием, теперь уже явно изобличен в нелепом многобожии и вследствие этого заклеймен. И за что у единоплеменных приверженцев он считался популярным и достойным незаслуженных наград, то чужаки и варвары считали неприемлемым даже просто слышать.+
(Hist. Rom. III.29.9, пер Р. Яшунского).
Григора еще и дальше рассуждает. И забавный коммент переводчика про "прохудившийся сосуд".
В ПЭ, понятно, ни слова.
А почему бы не счесть сие мученичеством за веру?
(Посмотрю еще, что там современные ученые пишут о периоде плена.)

P. S. У Филиппидис-Браат об этом эпизоде лишь несколько строк (с. 199-200): Жюжи думал, что здесь отражение враждебных слухов; Коккин с негодованием отвергает (но я посмотрел Коккина -- там все очень смутно намеками, что и понятно). Фанургакис (с. 253) пишет только об обнажении и побоях, на прочее лишь намекает. В общем, все стараются не упоминать.

Date: 2017-04-12 06:17 pm (UTC)
From: [identity profile] ampelios.livejournal.com
не уверен, что у Григоры это не сознательно недостовреный анекдот

Date: 2017-04-12 06:40 pm (UTC)
From: [identity profile] danuvius.livejournal.com
Он наряду с двумя другими эпизодами (что у Паламы нашли деньги и что его книги выкинули за борт, а Писание пощадили).

Date: 2017-04-12 07:42 pm (UTC)
From: [identity profile] ampelios.livejournal.com
ну это выглядит примерно как, если кто-то сейчас стал говорить про злоключения своего оппонента, что его между дело опустили в тюрьме или в полции

Date: 2017-04-13 07:31 am (UTC)
From: [identity profile] danuvius.livejournal.com
да, конечно. но каноны есть каноны -- весьма фарисейски следящие за ритуальной чистотой служителей

Date: 2017-04-13 10:37 am (UTC)
From: [identity profile] ampelios.livejournal.com
каноны требуют пруфлинков: пригласить турок на синод, провести следственный эксперимент и т.д.

Date: 2017-04-12 06:56 pm (UTC)
From: [identity profile] danuvius.livejournal.com
И к эпизоду с Евхаристией все предпочитают такую же позицию, и про отношение к Паламе русского митрополита (грека по происх.)... Как удобно: раз противник, значит все выдумал!

Date: 2017-04-12 07:02 pm (UTC)
From: [identity profile] ross-russ.livejournal.com
Можно поподробнее об этих эпизодах?

Date: 2017-04-12 07:08 pm (UTC)
From: [identity profile] danuvius.livejournal.com
Я уже писал об этом (см. статью про Паламу и Евхаристию и неизд., но имеющуюся в инете про статус паламизма в РПЦ).

Date: 2017-04-12 06:21 pm (UTC)
From: [identity profile] spbreader.livejournal.com
Я правильно понимаю что речь идет про турецкий плен? C трудом верится, однако.

Date: 2017-04-12 06:40 pm (UTC)
From: [identity profile] danuvius.livejournal.com
Да, конечно про тур. плен.

Date: 2017-04-12 06:25 pm (UTC)
From: [identity profile] algaginsky.livejournal.com
Вы готовы верить любой ахинее, лишь бы против Паламы?
Забавно.
Искренне не понимаю, как можно доверять этому обиженному треплу Григоре.

Date: 2017-04-12 06:39 pm (UTC)
From: [identity profile] danuvius.livejournal.com
А почему бы и не верить? Все в равных условиях. Григора именно этим объясняет неохотную помощь по выкупу из плена -- мол, не хотели видеть такого епископа.
Есть источник, хотим мы того или нет, а как относиться -- другой вопрос.

Date: 2017-04-12 08:10 pm (UTC)
From: [identity profile] algaginsky.livejournal.com
Хотя бы потому, что Григора явно не стремился к достоверности, а имел целью просто обругать оппонента.

Вот пример: (с. 282-283): "Палама стал ругаться в ответ и вменил ни во что даже са мое благообразие кафедры, быв как бы вне себя.... вел себя ничуть не лучше бесноватых. Ибо можно было видеть, как он словно бы забыл о себе, об обстоятельствах времени и о зрителях, часто разводил руками края одежды, поднимал их и опускал, и помимо голеней обнажал также и бедра, и как он — так сказать, попутно — театрально показывал то, что не принято показывать, совсем не сознавая, кажется, что делает".
Так и представляю себе изнасилованного афонского монаха, который обнажается чуть не догола в присутствии большого количества людей, вообще является "скотом", "бесноватым", "неучем" (Григора не стесняется в выражениях, оскорбляет оппонента, тогда как Палама был куда сдержаннее и достойнее), а спустя 13 лет люди, видевшие и знавшие все это, канонизируют Паламу.
Вам не кажется, что это перебор?
Понятно, что нужно найти поддержку антипалазмизму хоть в чем-то, но разве не следует хотя бы из научной честности признать, что Григора временами просто нагло лжет?

Date: 2017-04-12 08:28 pm (UTC)
From: [identity profile] tugodum.livejournal.com
а если не лжёт, Палама бы упал в Ваших глазах?

Date: 2017-04-12 09:29 pm (UTC)
From: [identity profile] isnic.livejournal.com
В моих нет. А в Ваших?

Date: 2017-04-12 10:37 pm (UTC)
From: [identity profile] milosch-obilich.livejournal.com
Это секретная информация.

Date: 2017-04-13 02:59 am (UTC)
From: [identity profile] tugodum.livejournal.com
нет конечно. поэтому возникает вопрос: если Григора клевещет, на кого эта ложь расчитана?

Date: 2017-04-13 04:34 am (UTC)
From: [identity profile] meta-logix.livejournal.com
"От избытка сердца говорят уста" Многолетняя ненависть к Паламе воплотилась в позорные строки.

Date: 2017-04-13 05:16 am (UTC)
From: [identity profile] tugodum.livejournal.com
т.е. Григора считал это позорным для пленника--быть изнасилованным?

Date: 2017-04-13 06:01 am (UTC)
From: [identity profile] meta-logix.livejournal.com
Конечно. "...И сокровенная в его злобе мерзость таким наглядным образом была всем явлена через крайнюю мерзость видимого телесного акта"

Date: 2017-04-13 06:36 am (UTC)
From: [identity profile] tugodum.livejournal.com
мерзость акта насилия навлекает позор на совершающего, не на претерпевающего.
странно, если бы человек, воспитанный в христианской культуре, считал иначе.
Григора намекает, скорее, что Палама навлек на себя кару, не позор.
p.s. византийцы видимо верили, что благочестивого человека Бог от превратностей хранит.
Edited Date: 2017-04-13 06:40 am (UTC)

Date: 2017-04-13 07:09 am (UTC)
From: [identity profile] Алексей Макаров (from livejournal.com)
ну конечно, в житиях же благочестивых дев постоянно сохраняет чудо от изнасилования. Мне еще не встречалось ни одного, где оно бы состоялось, отсюда и вера.

Date: 2017-04-13 12:31 pm (UTC)
From: [identity profile] tugodum.livejournal.com
Вы имели в виду: "ни одного, где оно бы НЕ состоялось"?
т.е. вера такая: если деву изнасиловали, значит она не благочестива, так?
что-то это мне напоминает....

Date: 2017-04-13 01:24 pm (UTC)
From: [identity profile] benev.livejournal.com
Интересно то, что этот Григора в той же книге Ромейской истории довольно пространно излагет свою теорию Бож. промысла и предведения. Он спорит с сыном императора, которые оправдывал злодеяния тем, что все, что случается, все равно было предопределено, т.к. предведано Богом. В отличие от этого он излагает теорию ответственности. Было б интересно сравнить его его взгляды по этому поводу и его наезды на Паламу, получившего по его мнению воздаяние. Впрочем, Григора не имеет презумпции логически последовательного мыслителя.

Date: 2017-04-13 04:37 pm (UTC)
From: [identity profile] Алексей Макаров (from livejournal.com)
нет, я имел ввиду то, что написал. Я ни разу не видел житие, в котором бы изнасилование состоялось. Следовательно, да, Вы правы, вероятно считалось, что если Бог попустил изнасилование, значит недостаточно благочестива была дева.
Edited Date: 2017-04-13 04:41 pm (UTC)

Date: 2017-04-13 05:01 pm (UTC)
From: [identity profile] benev.livejournal.com
друзья Иова тоже считали, что, раз он страдает, то так или иначе это заслужил. Так считать "нормально" для большинства благочестивых верующих людей. К этой "нормальности" Григора и апеллирует.

Date: 2017-04-13 06:52 pm (UTC)
From: [identity profile] tugodum.livejournal.com
ага, спасибо. я, не подумав, отнёс местоимение "оно" к существительному "чудо".

Date: 2017-04-13 07:35 am (UTC)
From: [identity profile] danuvius.livejournal.com
Заметьте, что вся история началась из-за того, что Палама, будто бы, поехал с политическими целями. То есть, по Григоре, доигрался...

Date: 2017-04-12 10:35 pm (UTC)
From: [identity profile] benev.livejournal.com
по-моему, он бы только поднялся в глазах - почти исповедник.

но если бы это было фактом, то он бы еще каноны наверное нарушил, что еще более подняло его в моих глазах.
Edited Date: 2017-04-12 10:40 pm (UTC)

Date: 2017-04-13 02:05 am (UTC)
From: [identity profile] rechi-k-bogu.livejournal.com
"то он бы еще каноны наверное нарушил" - если в канонах не оговорена ситуация "по принуждению", то каноны кажутся не исчерпывающими, то есть требующими толкований и оговорок, то есть не имеющими силу очевидности.

Date: 2017-04-13 02:15 am (UTC)
From: [identity profile] danuvius.livejournal.com
Я же сказал, что есть коммент Яшунского (с. 191-192, сноска 334). 19 правило Иоанна Постника (в русских Кормчих 30, то же у Милаша) говорит, н-р, о подвергшихся насилию в детстве, что им возбраняется священнослужение (хотя ср. правило 17 по Милашу -- по отношению к другим такие епитимии не действуют).

Date: 2017-04-13 02:20 am (UTC)
From: [identity profile] danuvius.livejournal.com
Ваш взгляд отличается от взглядов византийцев, постаравшихся не упоминать об этом эпизоде.

Date: 2017-04-13 09:03 am (UTC)
From: [identity profile] benev.livejournal.com
а почему бы не предположить, что этого эпизода просто не было?

Date: 2017-04-13 03:00 am (UTC)
From: [identity profile] tugodum.livejournal.com
http://danuvius.livejournal.com/661638.html?thread=10368646#t10368646

Date: 2017-04-13 07:38 am (UTC)
From: [identity profile] algaginsky.livejournal.com
Хороший вопрос. Я о нем думал, когда высказывал сомнения в честности Григоры.
Последний явно хочет сказать, что это Бог наказал Паламу: "здесь высшее божественное правосудие, истощив свое обычное долготерпение, попустило это и предало преступного [Паламу], как предводителя распространившегося ныне нечестия, ... сокровенная в его злобе мерзость таким наглядным образом была всем явлена через крайнюю мерзость видимого телесного акта, который ему пришлось испытать".
Думаю, в этом и причина этой сплетни, чтобы как-то принизить Паламу и тем самым косвенно подтвердить, что Богу его учение не угодно.
А ответить на Ваш вопрос мне трудно: мне почему-то психологически не комфортно с этой мыслью, но в этом не было бы ничего нехристианского. Как известно, претерпеть несправедливость совсем не то же, что ее совершить.

Date: 2017-04-13 12:33 pm (UTC)
From: [identity profile] tugodum.livejournal.com
http://danuvius.livejournal.com/661638.html?thread=10372486#t10372486

Date: 2017-04-12 10:09 pm (UTC)
From: (Anonymous)
Согласен, Григора - моральный урод

Date: 2017-04-13 02:17 am (UTC)
From: [identity profile] danuvius.livejournal.com
Вы сами сравните оба случая. Во втором вполне может идти речь о риторическом преувеличении, но не в первом случае.

Date: 2017-04-13 07:40 am (UTC)
From: [identity profile] algaginsky.livejournal.com
Почему же, первое как раз обрамляется такими выводами, что вероятность "риторического преувеличения" даже возрастает.

Date: 2017-04-13 11:11 am (UTC)
From: (Anonymous)
То же самое сочинял Епифаний об Оригене. Там речь шла об эфиопе.

Вобщем, известный троп. С древних времен до Кураева )))

это вера истинная...

Date: 2017-04-13 12:47 pm (UTC)
From: [identity profile] livejournal.livejournal.com
Пользователь [livejournal.com profile] tugodum сослался на вашу запись в своей записи «это вера истинная... (http://tugodum.livejournal.com/631931.html)» в контексте: [...] если деву изнасиловали, значит она не благочестива [...]

Date: 2017-04-14 12:44 am (UTC)
From: [identity profile] kirill ya (from livejournal.com)
А что - есть святые пострадавшие от женских домогательств - напр. прп. Моисей Угрин. Между прочим был оскоплен.
Почему бы не быть и противоположной ситуации.
Канонический комментарий о принятии сана именно о детях. Психика ребенка подвергшегося насилию и возможность девиантного поведения очевидно.
From: [identity profile] livejournal.livejournal.com
Пользователь [livejournal.com profile] a_malyuitina сослался на вашу запись в своей записи «Никифор Григора про Григория Паламу в плену (http://a-malyuitina.livejournal.com/50915.html)» в контексте: [...] Оригинал взят у в Никифор Григора про Григория Паламу в плену [...]

Date: 2017-04-14 10:11 am (UTC)
From: (Anonymous)
Хронология важна. Когда Палама попал в плен к пиратам, ему было 58 лет. Да кому нужна его ж в таком возрасте?
Я охотнее поверю, что Путин на днях подставил свою ж Лукашенке из любви к братьям-славянам.

Date: 2017-04-17 09:41 am (UTC)
From: (Anonymous)
Кому нужна? А вы погуглите новость "Somalian asylum seeker 'rapes two elderly disabled men in a care home before murdering one of the victims' wives' in Germany".

Date: 2017-04-14 10:16 am (UTC)
From: (Anonymous)
Возмечтавшему опустить Паламу богословски Дунаеву доставляет явное удовольствие версия о том, что оного уже опустили физически :))
From: [identity profile] livejournal.livejournal.com
Пользователь [livejournal.com profile] alterfrendlenta сослался на вашу запись в своей записи «Ответ на вопрос о происхождении усов Гитлера (http://alterfrendlenta.livejournal.com/675892.html)» в контексте: [...] Ей административный ресурс отключают. Христа вообще распяли, а св.Григория Паламу содомировали [...]

January 2025

S M T W T F S
   1234
5 6 7891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Aug. 4th, 2025 01:07 am
Powered by Dreamwidth Studios