danuvius: (Default)
[personal profile] danuvius
Оригинал взят у [livejournal.com profile] tugodum в Ин. 8:1-11
в Церкви не читается и не читалось. это, правда, относительная поздняя вставка, но в большинстве византийских списков она есть; тем не менее, из круга чтений--и, тем самым, из программы формирования православного сознания--она изначально была вырезана.
первым, кто всерьёз прочёл это место был, как я понимаю, Достоевский; он, более того, сделал этот "камень" (не брошенный в грешницу) поистине "главою угла".
поэтому можно говорить о христианстве до и после Достоевского.
обращённые в последнее, придя в Церковь, зачастую перепрограммируются первым.



P. S. (А. Д.) Мне много доставалось от "православнутых" за отрицание подлинности этого фрагмента. Но в своей аргументации я не догадался посмотреть список евангельских чтений, хотя это для церковной рецепции значит не меньше, чем присутствие во многих списках. Благодарность Тугодуму, что привлек внимание к сему факту!

Date: 2015-01-17 04:37 am (UTC)
From: [identity profile] tugodum.livejournal.com
рад, что оценили (хотя для Вас этот факт, кажется, имеет едва ли не обратный знак).
кстати, как сообщил мне один иерей, в напрестольном Евангелии это место отмечено как зачало 28, читаемое "святым женам".
это мне показалось несколько анекдотичным, т.к. святым женам (преподобным и мученицам) читаются, вроде бы совсем другие зачала, да и не по сюжету им Ин. 8, и спросил, по каким же случаям реально зачало 28 читается.
он ответил, что реально никогда не читается.
тогда я поделился с ним обнаруженным мною указанием читать это место при исповеди женщин (http://azbyka.ru/days/ukaz_cht.php) ("жен исповеданию").
он сказал, что и этого не делается.

Date: 2015-01-17 06:55 am (UTC)
From: [identity profile] cergiy.livejournal.com
Image

у меня в евангелии как-то так обозначено.
Edited Date: 2015-01-17 07:00 am (UTC)

Date: 2015-01-17 07:26 am (UTC)
From: [identity profile] ross-russ.livejournal.com
Если речь об императрице Феодоре (жене св. имп. Юстиниана), то очень даже к месту. Даже авторы синодальной переработки четий миней св. Димитрия ничего не смогли сказать в её адрес, кроме как "она была сначала грешницей, а потом раскаялась".
Edited Date: 2015-01-17 10:55 am (UTC)

Date: 2015-01-17 10:14 am (UTC)
From: [identity profile] danuvius.livejournal.com
У меня сейчас нет под рукой печатного указателя чтений; в том, что рядом, указание чтений "Западной Церкви", на 5 неделе Великого Поста, но в зависимости от цикла рекомендуется читать как альтернативу следующий кусок.

Date: 2015-01-17 11:12 pm (UTC)
From: [identity profile] tugodum.livejournal.com
если уж есть такая категория: "святые, которые сначала были грешными" (в отличие от святых от чрева матери своея), то странно, что в неё входят только женщины.

Date: 2015-01-17 11:17 pm (UTC)
From: [identity profile] tugodum.livejournal.com
"в Западной"--в смысле у котоликов?
т.е в их 3-х (?) годичном цикле это место читается таки?

Date: 2015-01-17 11:23 pm (UTC)
From: [identity profile] tugodum.livejournal.com
хороший вопрос.
моя дилетантская догадка: оно столь убедительно гениально, что отбросить рука не поднялась.
иначе объяснить трудно.

Date: 2015-01-18 02:12 am (UTC)
From: [identity profile] danuvius.livejournal.com
насколько понимаю, да (это я взял из рус. пер. НЗ с комментариями; видимо, катол. издание, могу ссылку дать )

Date: 2015-01-18 02:15 am (UTC)
From: [identity profile] danuvius.livejournal.com
http://danuvius.livejournal.com/99017.html?thread=1397705#t1397705 (http://danuvius.livejournal.com/99017.html?thread=1397705#t1397705)
Думаю, что Папий насобирал массу подобных историй, но возможно, что эта в самом деле была из лучших

Date: 2015-01-18 04:17 am (UTC)
From: [identity profile] tugodum.livejournal.com
да я Вам верю..... хорошо бы в студию специалиста по истории ихнего лекционария.

Date: 2015-01-18 04:22 am (UTC)
From: [identity profile] tugodum.livejournal.com
не Папий же её сочинил....

Date: 2015-01-18 09:23 pm (UTC)
From: [identity profile] tugodum.livejournal.com
нет, почему же. здесь выражена именно религиозная идея.
т.е. определённое понимание миссии Христа.
и Его вызова иудаизму.

Date: 2015-01-19 11:48 am (UTC)
From: [identity profile] smirennyj-otrok.livejournal.com
В ранних римских лекционариях (VII-VIII века) Ин. 8. 1-11 положено в субботу третьей недели Четыредесятницы.

Date: 2015-01-19 04:28 pm (UTC)
From: [identity profile] tugodum.livejournal.com
круто! спасибо.

Date: 2015-01-19 04:40 pm (UTC)
From: [identity profile] tugodum.livejournal.com
нет, тут мысль, что Христос пришёл в мiр не для суда.

Date: 2015-01-19 05:41 pm (UTC)
From: [identity profile] smirennyj-otrok.livejournal.com
При Августине в Африке тоже читалось, но в другой день. http://www.bombaxo.com/augwillis.html

а между тем...

Date: 2015-01-19 07:12 pm (UTC)
From: [identity profile] livejournal.livejournal.com
Пользователь [livejournal.com profile] tugodum сослался на вашу запись в своей записи «а между тем... (http://tugodum.livejournal.com/593854.html)» в контексте: [...] ... оно сохранялось в церковном сознании на диком Западе [...]

Date: 2015-01-23 08:37 am (UTC)
From: [identity profile] smallbald.livejournal.com
У епископа Кассиана Безобразова есть интересный разбор этого места, там тоже про отсутствие отрывка в богослужении.

Image (http://ic.pics.livejournal.com/palkokrut/60233988/5978/5978_original.jpg)
Image (http://ic.pics.livejournal.com/palkokrut/60233988/6232/6232_original.jpg)
Image (http://ic.pics.livejournal.com/palkokrut/60233988/6653/6653_original.jpg)
Edited Date: 2015-01-23 08:48 am (UTC)

Date: 2015-01-28 06:22 pm (UTC)
From: [identity profile] ser-serg.livejournal.com
В данном случае речь идет об 11 сентября - памяти прп. Феодоры Александрийской (474-491) (http://days.pravoslavie.ru/Days/20150911.html), но не Феодоры царицы, память которой совершается 14 ноября (http://days.pravoslavie.ru/Days/20151114.html).

Date: 2015-10-11 08:32 pm (UTC)
From: [identity profile] metelev-sv.livejournal.com
Специально нашёл эту запись, чтобы спросить. Летом слушал лекции Ианнуария (Ивлиева), в частности про Евангелие от Иоанна. Насколько я помню здесь вот, пятая запись ("Свойства Евангелия от Иоанна")
http:// predanie. ru/arhimandrit-iannuarij-ivliev/lekcii-po-bibleistike-1/#/audio/

Не сообразил сразу, а сейчас уже время прошло, поэтому не уверен, в какой из лекций.

Так вот, там говорится о том, что недавно, около 20 лет назад, была открыта особая пятичастная структура Евангелия от Иоанна, с несколькими уровнями вложения. Тема и язык первой части соответствует последней, вторая предпоследней, в серединке главное. И каждая из крупных пяти частей тоже в свою очередь поделена на пять более мелких частей, составленных подобным образом. И, далее, есть ещё один уровень вложения. В переводе это не заметно, но на языке оригинала можно проследить.

Так вот, интересно, насколько вписывается фрагмент Ин. 8:1-11 в такую структуру.

Date: 2015-10-12 03:31 am (UTC)
From: [identity profile] danuvius.livejournal.com
Думаю, такое деление все же в значит. мере условно, так что вряд ли на таком основании можно делать текстологич. выводы.

Date: 2015-10-12 07:21 am (UTC)
From: [identity profile] metelev-sv.livejournal.com
То, что Ианнуарий (Ивлиев) говорил про четырёхчастную структуру (хиазмы), прослеживается и в церковнославянском переводе. Он приводил несколько примеров, я запомнил из них один, про 50-й псалом:
Поми́луй мя́, Бóже, по вели́цѣй ми́лости тво­éй,
и по мнóже­ст­ву щедрóтъ тво­и́хъ очи́сти беззакóнiе моé.

Конец по смыслу повторяет начало (помилуй-очисти) и посередине тоже два раза повторяется одна мысль (милости-щедроты). Если записать эти две строчки друг под другом, то места с повторяющимся смыслом образуют косой крест, отсюда и название.

Я это к тому, что схемы, про которые он говорит, не выглядят надуманными. И требования они предъявляют достаточно жесткие, почти как в стихах рифма. Которыми некоторые тексты и являются.

Ну а если ещё учесть, что, насколько я понимаю, ещё и слова в оригинале употребляются созвучные, то нарушение структуры должно было бы быть заметно.

Date: 2015-10-12 08:40 am (UTC)
From: [identity profile] danuvius.livejournal.com
Хиазмы и т. п. (в т. ч. в ев. от Ин. -- тут аж монография есть) -- это известные вещи. Но, повторяю, это вопрос композиции и стиля, а не текстологии. Тут на больших кусках никогда не будет полной симметричности (в Вашем слав. примере лишнее слово "беззаконие", надо было бы тогда "очисти меня", но и в таком случае вокатив "Боже" выпадал бы из "чистого хиазма").

Date: 2015-10-12 06:37 pm (UTC)
From: [identity profile] metelev-sv.livejournal.com
Специально нашёл эту запись, чтобы спросить. Летом слушал лекции Ианнуария (Ивлиева), в частности про Евангелие от Иоанна. Насколько я помню здесь вот, пятая запись ("Свойства Евангелия от Иоанна")
http:// predanie. ru/arhimandrit-iannuarij-ivliev/lekcii-po-bibleistike-1/#/audio/

Не сообразил сразу, а сейчас уже время прошло, поэтому не уверен, в какой из лекций.

Так вот, там говорится о том, что недавно, около 20 лет назад, была открыта особая пятичастная структура Евангелия от Иоанна, с несколькими уровнями вложения. Тема и язык первой части соответствует последней, вторая предпоследней, в серединке главное. И каждая из крупных пяти частей тоже в свою очередь поделена на пять более мелких частей, составленных подобным образом. И, далее, есть ещё один уровень вложения. В переводе это не заметно, но на языке оригинала можно проследить.

Так вот, интересно, насколько вписывается фрагмент Ин. 8:1-11 в такую структуру.

January 2025

S M T W T F S
   1234
5 6 7891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 5th, 2026 07:55 pm
Powered by Dreamwidth Studios