danuvius: (Default)
[personal profile] danuvius
Из интервью Кураева "Эхо Москвы":
+То есть, если под богословским миром РПЦ понимать академических богословов, то, честно говоря, я не вижу в этой среде серьезной научной дискуссии. Есть о некоторых очень отвлеченных темах – например, об отношении к наследию святого Григория Паламы, святого 14-го столетия. Там новые оценки, новые тексты вводят в оборот...
По другим вопросам – нет. По другим вопросам дискуссия скорее идет на страницах светских масс-медиа, интернет-ресурсах, в социальных сетях. Тут эти вопросы есть. Но высокое бгослвие эти дискуссии затрагивают в одностороннем порядке. Например, энтеообразные сысоевцы обычно кусают профессоров духовных академий, обвиняя их в эволюционизме, дарвинизме, экуменизме. Мол, вы слишком много уступаете современной науке, а надо стоять на буквальных позициях: мир создан за 6 дней, по 24 часа каждый и так далее, вплоть до гелиоцентризма. Но это нельзя назвать богословской дискуссией, потому что эту молодежь не замечают мастодонты типа меня, просто игнорируют их шум. Но это чисто модный феномен, сезонный. Пройдет. Вкусы патриарха изменятся или патриарх будет новый. И про них забудут. Не будет нужды в этих энтео и они отомрут само собой.
О.Журавлева― Вы сейчас хотите сказать, что это во вкусе нынешнего патриарха – вот эти группы граждан?
А.Кураев― Получается, так. Они при нем расцвели, да.+
Из коммента:
+[Владимир Тихеев:]<<<< Есть о некоторых очень отвлеченных темах – например, об отношении к наследию святого Григория Паламы, святого 14-го столетия. Там новые оценки, новые тексты вводят в оборот...>>>>
О.Андрей, а каковы эти новые оценки, о чём те новые тексты? Отразятся ли они на отношении к деяниям константинопольского собора 1351-го года, создавшего обязательный для православных догмат о том, что Бога с нами нет, что с нами лишь Его благодать, которая даруется Им для того, чтобы получить благодать ( "нетварную энергию")? Доколе крайнее невежество и нечувствие к истине тех соборян будет висеть проклятием над православием, материализуясь временами в проповедях патриарха Кирилла о энергии, которую нам возвращают стены храмов, в километровых очередях к золоту волхвов и к поясам Богородицы?
-- [о. А. К.:] Про Паламу - это к Дунаеву.+

Иначе говоря, якобы в РПЦ есть серьезная научная дискуссия на "очень отвлеченную тему" -- о паламизме. А по другим темам, не столь отвлеченным, -- нет. Хотелось бы обо всем этом услышать от о. Андрея поподробнее. В частности -- кто же еще занимается паламизмом в РПЦ, кроме меня (Д. Макаров -- отдельный разговор), и кто именно со мной полемизирует? Я сам с собой, что ли? И разве богословие не есть -- в византийской традиции, по крайней мере --  дискуссии именно на самые "отвлеченные темы", которые в силу самой этой отвлеченности и являются наиболее универсальными?

Date: 2016-01-24 03:02 pm (UTC)
From: [identity profile] iskrnji.livejournal.com
Ой, а что за такой "догмат о том, что Бога с нами нет, что с нами лишь Его благодать" Где об этом можно почитать?

Date: 2016-01-24 03:09 pm (UTC)
From: [identity profile] ross-russ.livejournal.com
Не "отвлеченные темы" для богословского обсуждения предложены тем же автором:

"О том, что мужские носки являются квантово запутанными объектами:
1. Носки в паре когерентны - характеризуются одинаковой чистотой и формой.
2. Мы можем достаточно точно определить координаты только одного носка и при этом теряем возможность определить координаты другого.
3. Носки находятся в суперпозиции левого и правого. Как только мы определяем, является ли один носок из пары левым или правым, другой мгновенно приобретает противоположное состояние, независимо от расстояния между носками.
Ergo:
Если мы носкам готовы кланяться до земли, то почему бы не поклониться Творцу звезды по имени Солнце?"
(http://diak-kuraev.livejournal.com/1092354.html#comments)

Ну то есть кроме этого натужного быдлячего привычного автору бурсацкого как бы юмора - предложить нечего.
Только Палама - а кому ж это интересно? На Эхо с этим не позовут...

Date: 2016-01-24 04:25 pm (UTC)
From: [identity profile] ampelios.livejournal.com
а ты еще в РПЦ?

Date: 2016-01-24 04:30 pm (UTC)
From: [identity profile] danuvius.livejournal.com
Странно, да? Адельгейму, Кураеву ты тоже такие вопросы задавал/задаешь?

Date: 2016-01-24 04:54 pm (UTC)
From: [identity profile] ampelios.livejournal.com
да нет, просто уточняю. с этими товарищами я не общаюсь (или они со мной :)

Date: 2016-01-25 06:02 am (UTC)
From: [identity profile] lesha mak (from livejournal.com)
скажите пожалуйста, а Вы в РПЦ?

Date: 2016-01-25 11:58 am (UTC)
From: [identity profile] ampelios.livejournal.com
да, в РПЦ

Date: 2016-01-25 08:35 am (UTC)
From: (Anonymous)
Андрюш, а ты, разве, уже не в РПЦ?
Не могу залогиниться. Это Алексей.

Date: 2016-01-25 08:43 am (UTC)
From: [identity profile] danuvius.livejournal.com
Уточню, что это не мой вопрос -- у меня нет проблем с логином :)

Date: 2016-01-24 04:58 pm (UTC)
From: [identity profile] npohilko.livejournal.com
А и неплохо было бы Эху позвать АГД, если он пойдет, правда

Date: 2016-01-24 05:09 pm (UTC)
From: [identity profile] sergei-shvetsov.livejournal.com
+кто именно со мной полемизирует? Я сам с собой, что ли?+

А как же Малер, АГ? Он Вам, кажется, предлагал джентльменскую дуэль на топорах?

Date: 2016-01-24 05:12 pm (UTC)
From: [identity profile] danuvius.livejournal.com
Нет, он просто предлагал кому-то замочить меня втихую.
От дуэли с Бернацким (по поводу КНП соборов) он отказался.

Date: 2016-01-25 06:08 am (UTC)
From: [identity profile] lesha mak (from livejournal.com)
РПЦ, да и вселенское православие сознательно пошло по пути ориентации на мифологическое мышление: все богословие строится на аrgumentum ad verecundiam, тем самым получается, что путь для людей, которые ищут истину через разум, практически закрывается. "Тебе сказали - ты слушай и не возникай, и не копай, не то исключим", впрочем, за богословские взгляды тоже не отлучают давно, какой-то индиффирентизм вперемешку с мракобесием.
Edited Date: 2016-01-25 06:09 am (UTC)

Date: 2016-01-25 12:00 pm (UTC)
From: [identity profile] in-doctus.livejournal.com
Мдаа... Помнится, Вы как-то критиковали о. Олега Давыденкова за догматику... а теперь, выходит, в православии вообще догматика вся неразумна? За что же тогда критиковали - за отход от авторитетных мнений?

...или только с XIV в. догматика стала неразумной?

Православных интеллектуалов (за тот же период?), по-Вашему, значит, не было и быть не могло... или они все крипто- и фило-католики? ;)

Date: 2016-01-25 01:35 pm (UTC)
From: [identity profile] aba-g.livejournal.com
О, да.. "Про Паламу - это к Дунаеву"...
А кто может еще на пальцах объяснить, что такое ἐνέργεια в понимании паламистов, как не досточтимый Автор сего блога!
Я восхищаюсь его научной эрудицией и методикой подачи сей сокровенной сакральной традиции, словно он посвящен в нее...

Date: 2016-01-25 03:48 pm (UTC)
From: [identity profile] ostrov-buyan.livejournal.com
Вот раньше, как известно, было «Все полно людьми, рассуждающими о непостижимом. Спросишь: сколько оболов надо заплатить, — философствует о рожденном и нерожденном. Хочешь узнать цену на хлеб — отвечают: Отец больше Сына. Спрашиваешь: готова ли баня? Говорят: Сын произошел из ничего» . А сейчас и "паламизм" уже отвлеченная тема.
Например, у Т.Сениной в прошлом году вышла интересная статья о негативном влиянии победы партии св. Григория Паламы на византийскую науку. Уж это точно совсем не отвлеченно.

Date: 2016-01-25 06:46 pm (UTC)
From: [identity profile] danuvius.livejournal.com
Эта ее статья прошла почему-то мимо меня. Есть она в инете? Или хотя бы ссылку?

Date: 2016-01-26 12:18 pm (UTC)
From: [identity profile] ostrov-buyan.livejournal.com
https://www.academia.edu/16032748/Athens_versus_Jerusalem_The_attitude_towards_scientific_knowledge_in_Byzantium_in_Russian_
Эта статья - полная версия ее доклада на конференции:
http://igiti.hse.ru/data/2015/10/01/1074509467/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D0%B0-1%20%282%29.pdf
Кажется, где-то в сети попадался и весь сборник трудов этой конференции.

Date: 2016-01-26 05:08 pm (UTC)
From: [identity profile] danuvius.livejournal.com
Все-таки луриизм (во всех его разновидностях) -- диагноз неизлечимый. Кассия тому пример.

Date: 2016-01-27 11:51 am (UTC)
From: [identity profile] ostrov-buyan.livejournal.com
Иногда восприятие человека "в целом" мешает оценке его реальных дел. Она сама ищет, а не пережевывает в стопятисотый раз одну и ту же "благочестивую" жвачку. А второе во много раз выгодней и почетней у нас.
Статья мне кажется достаточно аргументированной. И ничему не противоречит, наоборот, многое подтверждает.

Date: 2016-01-27 03:33 pm (UTC)
From: [identity profile] danuvius.livejournal.com
Статья вообще слабая, но самое неприемлемое -- ее странное восхищение откровенным язычником Плифоном. Какое-то затмение у нее, связанное с чрезмерной увлеченностью и страстностью.

Date: 2016-01-27 06:36 pm (UTC)
From: [identity profile] ostrov-buyan.livejournal.com
В целом, да, согласна. Но сам тезис о враждебном отношении св.Григория Паламы к наукам (и последствиям такого отношения) из приведенных источников, мне кажется, достаточно ясен. У нее и другие его цитаты на этот счет есть. Не знаю, можно ли их опровергнуть как обычно - "вне контекста, вне традиции, в других более важных и ясных местах он говорит другое". Уж слишком прямые и недвусмысленные высказывания. Вот это интересно, а кем она там увлекается - вторично.

Date: 2016-01-26 07:42 am (UTC)
From: [identity profile] sergei-shvetsov.livejournal.com
Не ценил свт.Григорий свое время. Ох, не ценил.

Date: 2016-01-27 03:41 pm (UTC)
From: [identity profile] mike-bb.livejournal.com
Кураев умный, православный мужик. Говорит всегда интересно. Очевидно инсайдер патриарха, но все высказывания о особе дистанциораны и корректны!

January 2025

S M T W T F S
   1234
5 6 7891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 6th, 2026 08:14 pm
Powered by Dreamwidth Studios