Когда я готовился к защите кандидатской, впервые столкнулся с отвратительной практикой, когда автор отзыва (официального!) требует, чтобы я написал его на себя сам. Имени называть не буду, odiosum est.
В комментах уже спрашивали, почему никто не говорит, что все отзывы написаны самим Василиком. Теперь я отвечу.
1) Эта порочная практика, увы, стала почти общепринятой;
2) не было доказательств.
Но вот я посмотрел отзыв на автореферат, добавленный последним на сайте СПбГУ. Это
отзыв О. Б. Сокуровой, коллеги Василика по Ин-ту культуры СПбГУ. Мое внимание привлекли интересные писцовые моменты (видимо, я все еще был под впечатлением лекции Фонкича?). В отзыве исправлены одними и теми же чернилами а) перенос "гос-ударствообразующим" и б) "исследовании я". Этими же чернилами сделана приписка: "Адрес: 199034. СПб. Менделеевс д. 5'". Подпись же Сокуровой, датировка "12 мая 2017" (почему тогда файл помещен на сайте Диссовета позже всех?) и приписка об инициативе сделаны другим почерком и ручкой (более тонкой).
Спрашивается: если отзыв подготовлен и распечатан Сокуровой, то почему же она не исправила файл и не перепечатала его? А если она перечитала распечатку много позже, не имев уже возможности исправить файл, то почему ее подпись сделана иными чернилами и почерком, нежели правка в тексте?!
Естественно предположить, что здесь остались улики деятельности Василика. К счастью, у меня сохранилась книга Василика об истории канона с его дарственной надписью от 15 марта 2007 г. Так вот, там такие же характерные, имитирующие греческое маюскульное письмо, "д" и "е" (скан могу сделать)! Не требуется даже судебной экспертизы, чтобы установить идентичность написаний.
Таким образом, независимо от того, кем был написан отзыв (для меня ясно по стилистике и шаблонным штампам отзывов, что самим Василиком), очевидно, что Василик его видел и правил. Тем самым, утверждение приписки, что "отзыв подготовлен по личной инициативе", может быть поставлено под сомнение. Во всяком случае, "личная инициатива", если даже она и была таковой, оказалась весьма полезной. Manus manum lavat, не так ли?
P. S. Сию запись приплюсовываю к характеристике "морального облика"
строителя коммунизма члена Синодальной богослужебной комиссии РПЦ (!), отправившего критиков президента-монарха к параше. До революции подобная
официальная публикация в масс-медиа сделала бы навсегда невозможным участие такого "типа", по выражению Б. Л. Фонкича, в академической корпорации. Но тогда были иные нравы...