danuvius: (Default)
[personal profile] danuvius
На Богослове опубликованы 3 ответа на критику, прозвучавшую в ходе дискуссии в адрес нового положения о монастырях (http://danuvius.livejournal.com/183593.html):
http://www.bogoslov.ru/text/2692542.html
http://www.bogoslov.ru/text/2692518.html
http://www.bogoslov.ru/text/2692467.html
Подобная реакция от "официальных лиц" вполне ожидаема и прогнозируема. Меня лично удивило лишь то, что позиция иг. Феофилы (Лепешинской), входящей в Комиссию, полностью совпадает с официальной и по сути расходится с тем, что было ранее изложено в ее книгах (http://danuvius.livejournal.com/158089.html).
Не могу при этом избавиться от ощущения, что либо эти отзывы написаны по заранее составленным шаблонам, либо совдепия настолько промыла мозги, что люди уже мыслят одинаковыми штампами. Ср.:
+Однако, при этом стоит учитывать тот факт, что монашеская жизнь в России только возрождается после страшных испытаний, а в Греческой республике она никогда не прерывалась+ (Иосиф)
+Однако, при этом не учитывается тот факт, что монашеская жизнь в России на большей своей территории только возрождается после страшных репрессий, гонений и испытаний советского периода.+ (Аристарх)
На всех участников дискуссии навесили штампы:
+Как правило, большинство из них написано либо мирянами, либо монахами, оставившими свои обители, либо насельниками монастырей, в которых значительно искажена внутренняя жизнь.+ (Иосиф)
+Только личный опыт может оправдать участие в дискуссии о монашестве, и то не безусловно: известно, что в интернете по этой теме выступают большей частью «беглые», «изгнанники» или обижаемые, те, чья судьба в монастыре по тем или иным причинам завершилась трагически+ (Феофила)
То есть авторы отзывов "промониторили" всех участников,  многие из которых анонимны? ФСБ помогло?! И, конечно же, argumentum ad hominem -- палочка-выручалочка, когда нет других аргументов...
Итак: партия решила, а члены поддержали... Только вот в эпоху Интернета (покамест еще не ввели "китайского файервола") единогласного "одобряем-с" уже не получится...

P. S. Как уже раньше редакция Богослова ввела ограничения на дискуссию, так и сейчас ввела жесткий премониторинг комментариев. Что ж, у свободы в самом деле должны быть пределы...
PP. SS. А вот еще люди заметили тождественность отзывов, будто "под копирку" (сразу после цитированной мной фразы целый большой кусок): http://www.bogoslov.ru/text/2603108.html#comment2686926

Date: 2012-07-20 11:40 am (UTC)
From: [identity profile] Никита Примак (from livejournal.com)
Привет Межсоборке!

Date: 2012-07-20 12:27 pm (UTC)
From: [identity profile] khebeb.livejournal.com
Учитывая тот факт, что монашеская жизнь в России только возрождается после страшных испытаний, а в Греческой республике она никогда не прерывалась, представляется целесообразным наладить экспорт архимандритов, игумнов и игумений, равно как и архиереев (поскольку те ставятся из иноков) из материнских греческих Церквей, подобно тому, как делалось в первые столетия по крещении Руси. Сущих же советского и постосоветского поставления отправить с почетом на покой, ибо формировались они в неадекватных условиях.
Edited Date: 2012-07-20 12:29 pm (UTC)

Date: 2012-07-20 01:31 pm (UTC)
From: (Anonymous)
:))) да уж хватит нам греческого десанта, наелись уж при Алексее Михайловиче, "тишайшем". Достойные монахи навряд-ли сюда поедут, а церковные функционеры РПЦ МП, даже если будет вероятен подобный расклад, всё равно, в итоге, отсеют себе удобных карьеристов; разве возможно кого-ниб. добровольно оттащить от кормушки, с "почётом на покой"? Только через кропролитие, в лучших традициях христианских войн.

Date: 2012-07-20 01:33 pm (UTC)
From: [identity profile] yu-sinilga.livejournal.com
Даёшь гастарбайтеров в МП РПЦ!

Date: 2012-07-20 03:00 pm (UTC)
From: [identity profile] kot-pafnusha.livejournal.com
Не гастарбайтеров, а легионеров. Как в нашем футболе!

Кстати и патриарха уж из греков позвать )!

Но боюся как в футболе - даже и легионеры не помогут
- СИСТЕМА !
From: [identity profile] livejournal.livejournal.com
Пользователь [livejournal.com profile] alniks сослался на вашу запись в «А кто ушел из монастыря, тот уже и не христианин (http://alniks.livejournal.com/79767.html)» в контексте: [...] отзывы в журнале у . Или познакомиться [...]

Date: 2012-07-21 04:23 pm (UTC)
From: [identity profile] mvchernyshev.livejournal.com
Да дались вам эти монашествующие с их разнообразными и многочисленными уставами? Вы что диссертацию какую особую собираетесь по ним писать?
Да и вообще, как это назначенные игумены и игуменьи монастырей могут начать выступать против своего назначения? А Церковная дисциплина им на что?

Date: 2012-07-21 04:25 pm (UTC)
From: [identity profile] danuvius.livejournal.com
Да, дались.. Много тому причин, всех не перечислить.

Date: 2012-07-21 04:43 pm (UTC)
From: [identity profile] Никита Примак (from livejournal.com)
Некоторые монахи отказываются епископами становится. Почему от игуменства не отказаться?

Date: 2012-07-22 11:51 am (UTC)
From: [identity profile] mvchernyshev.livejournal.com
Но только, в данном случае, у вас не логично получается. Поскольку danuvius приводит ссылки на высказывания действующих (назначенных и не отказавшихся должностных лиц) хотя здесь http://msobor.ru/doc.php?id=67 все это обсуждение несколько по иному выглядит.
Да и потом, если молодого и вполне здорового человека не устраивает устав Российских монастырей, то сейчас, при фактической открытости границ, такому человеку ничего не мешает выучить иностранный язык (греческий, например, или английский) и уехать подвизаться в монастырь, устав которого ему кажется более подходящим для именно его монашеской жизни.

Date: 2012-07-23 07:58 am (UTC)
From: (Anonymous)
ахахаха...: "...молодого и вполне здорового человека", да у которого ещё с эрекцией, наверно, всё в порядке:))), т.е. хотите сказать - совершенно здоровая психика; таким молодым господам следует жениться, а не позорить монашество педерастией, педофилией и проститутками. То такой устав, то эдакий, а в сути форменное переставление стульев - самой насущной реформы нет!Вменяемого наставничества у молодых монахов сейчас нет ! И это следует признать и не разыгрывать бессовестный театр! Самое необходимое что должно было сделать для т.н. "молодых и здоровых" - это воссоздать подлинное пустынничество - совершеннейшую изоляцию от социума в условиях первозданно созданного Богом бытия для человека - пускай повторяют подвиги Преп.отцов, уходивших в лесные дебри, во всех мелочах - сколько брошенных деревень в Сибири, на русском севере и какая Сила исходит от земли! Сколько ангелов там служит - ни в одном мегаполисном монастыре такого нет! Если не по силам монаху подлинный подвижнический опыт, пускай тогда сначала вырастит детей, поживя в благочестивом христианском браке, а потом уже постригается в любой монастырь с "уставом" или без -- это не важно человеку, кот. совершенно отрекается от себя. А нужен-то один единственный Закон:"Запретить молодым людям принимать постриг в действующих монастырях, предоставив им необходимую помощь и защиту в организации пустынножительства вдали от населенных пунктов, на первое время обживания пустыни"; разумеется, монах-пустынник всегда волен оставить свой подвиг и жениться. Вот он, вызов мира подлинному монашеству!

Date: 2012-07-23 09:49 am (UTC)
From: [identity profile] mvchernyshev.livejournal.com
Да, у нас действительно очень уж мирские рассуждения о монашестве получаются.
Или даже рассуждаем как какие-то государственники. Хотя, я так думаю, тот же Нил Сорский http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B8%D0%BB_%D0%A1%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9 очень бы этим рассуждениям подивился. Хотя он тоже занимался установлением Устава для Монастыря. «нача старец Нил глаголати, чтобы у монастырей сёл не было, а жили чернецы по пустынем, а кормили бя ся рукоделием» («Письмо о нелюбках»). Таким образом, преподобный Нил выступил не только против монастырского землевладения, но и вообще, против общежительных монастырей в пользу скитского устройства.

Date: 2012-07-23 10:48 am (UTC)
From: (Anonymous)
эти рассуждения гораздо менее мирские, чем по сути состояние современного монашества или вы, может, склонны полагать что монашество есть уже некий особый статус перед Богом, а не духовно-дисциплинарный стимул, способствующий изменению,очищению сознания подвизающегося? Нил Соргский гораздо более бы подивился нашей церкви с её дрязгами и уставы ужесточил бы максимально... какие-то монашеские отпуска -позорище. Монашество приобретает черты кастовости -- это даже уже не монашество, а левитство натуральное.

Date: 2012-07-23 11:31 am (UTC)
From: (Anonymous)
"монашеская жизнь в России только возрождается")))... Монашеская жизнь "только возрождается" как минимум 20 последних лет(и раньше она тоже была), но монахи продолжают обучаться по книжкам; очень похоже что под "возрождением" подразумевается банальное "золочение куполов", т.е. вновь открываемые монастыри и расширение прежних.

Date: 2012-07-23 11:52 am (UTC)
From: [identity profile] mvchernyshev.livejournal.com
Я с вами соглашусь, что после Антония Великого http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%B9_%D0%92%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D0%B9 который своим житием показал пример монашеской жизни, действительно, произошли как бы дальнейшее развитие и трансформация монашеской жизни. Но, почему бы нам так сразу от всего этого начать отказываться. Просто с тех, с былинных времен, появились новые виды и формы монашеской жизни. Которые допускают и отпуска, и пользование Интернетом, и горячей водой с мобильным телефоном и многое, наверно, другое. :)))

Date: 2012-07-23 06:20 pm (UTC)
From: (Anonymous)
ну да:))) для того чтобы пользоваться "благами цивилизации" вовсе и не обязательно быть монахом, наверно, не так-ли?:); под "развитием и трансформацией монашеской жизни" я полагаю подразумевается банальная деградация, а т.н. новые виды и формы - лукавство: принимая обет нищеты, монах (молодой и здоровый, напр.:)) не может быть монахом отчасти - это что-то навроде: "девушка была слегка беременной". Путь монаха - это Путь к Истокам и для того чтобы вместить Божественный Свет ему совершенно не нужны отвлекающие факторы, обусловливающие привязанность к миру. Покуда человек не достиг бесстрастия - все лишние предметы вокруг него - духовный яд. Представьте монаха, напр., практикующего на плато Путорана, в центре Сибири, в самом безлюдном регионе. Возможно у него сейчас будет моб.тел... с супермегаантенной даже, чтобы изредка связываться с "большой землёй", а всё остальное-то(интернет, отпуск и проч.) зачем?. А вот человек, ставший монахом в преклонных летах - вполне может подвизаться в ближайшем монастыре и возможно, в силу послушания и обязанностей пользоваться интернетом, моб.тел и т.д., потому что в последнем случае монах готовится к достойной смерти, дерзая и уповая ,может, на Дары свыше, а в первом - целенаправлено устремляется к вхождению в состояние святости.... вообщем тоже самое, что было в первом комменте, но другими словами:))).

Date: 2012-07-24 02:29 am (UTC)
From: [identity profile] mvchernyshev.livejournal.com
У вас сильная конечно аргументация. Просто я тоже действительно встречал людей, которые подвизаются в труде и молитве, в сельской местности, вдали от городов, и, при этом, не все из них даже имеют монашеский постриг. Также не все из них проживают в официальном монастыре.
Встречал я людей и в городах, которые ведут монашеский образ жизни, подвизаясь в церковном труде и молитве. И они не носят монашеских одежд.
Возможно сейчас, именно такое житие, и будет наиболее монашеским. Хотя, всему сказанному вами, все это не противоречит.

January 2025

S M T W T F S
   1234
5 6 7891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 5th, 2026 03:34 pm
Powered by Dreamwidth Studios