На днях встретился по случаю с одним монахом из ТСЛ. Он меня узнал внешне, хотя мы с ним не были знакомы, -- по диспуту с Максимовым о consensus patrum (я удивился, что неофициальный диспут приобрел такую известность в РПЦ).
Мы разговорились ненадолго. Оказалось, он интересуется богословием -- но условия монашеской жизни в ТСЛ подразумевают только "огородничество" и т. п. На мой вопрос о том, как же удавалось прп. Паисию Величковскому совмещать заботы о материальном обеспечении и одновременно заниматься переводами, он не смог ответить ничего вразумительного (хотя подтекст был очевиден). Очередной повод сожалеть о многовековой интеллектуальной (и духовной) деградации монашества в РПЦ.
Но постинг не об этом. В ходе общения выяснилось, что моя преемница на посту зав. книжным отделом ИМП (до того -- ИС РПЦ), Жанна Григорьева, стала феминисткой и чуть ли не покинула РПЦ. Я не удивился: самый короткий путь для "расцерковления" -- это работа в РПЦ МП. Я погуглил и в самом деле нашел любопытное интервью с Жанной Григорьевой. Даю тут ссылку для памяти:
https://www.wmmsk.com/2020/12/radonezh/https://www.youtube.com/watch?v=KID9hp_pC50&t=2s (57: 48)