danuvius: (Default)
danuvius ([personal profile] danuvius) wrote2013-03-21 12:46 pm
Entry tags:

Вопрос из истории иконописи

Вот здесь: http://cyberleninka.ru/article/n/iz-istorii-ikonopisaniya-v-rossii-novogo-i-noveyshego-vremeni-vek-xvii-vek-xx -- и еще на многих православных сайтах (н-р, здесь: http://www.pravmir.ru/pravoslavie-kavajnoe/) утверждается, что в 1822 г. Синод решил заменить древние иконы новой "академической" живописью. Это в самом деле так? Где первоисточники (типа ПСЗРИ или аналогичное)? Или это очередной "православный миф"? Если это так, то хотелось бы прочитать весь текст целиком.

[identity profile] artemorte.livejournal.com 2013-03-21 08:54 am (UTC)(link)
Я писал научпоп-статью на смежную тему, без ссылок на источники.
Помню, что по указу Петра от 1707 года «управление и повелительство духовное» вверяется митрополиту Стефану Яворскому; но фактическое наблюдение за иконописанием и за моральным поведением иконописцев поручается архитектору Ивану Зарудневу. «А для того правления дать ему особую полату, також несколько подьячих старых и молодых из Оружейной, а также сторожей и солдат из московского гарнизона, и что ему к тому делу надобно». Зарудневу вменялось в обязанность «лутчаго ради благолепия и чести святых икон во искусстве иконного, и живописного изображения, которые пишут иконы московских, градцких и иностранных приезжих людей по всей Его Царского Величества Всероссийской державе» переписать и распределить по трем степеням с наложением на них пошлины в соответствии с каждой степенью. Он должен был выдавать им соответственное удостоверение. Архиереям и попам вменяется в обязанность без этих удостоверений икон от мастеров не принимать. «А свидетельствованным изуграфом на святых иконах подписывати год, месяц и число, в которой он степени, имя свое, и отчество, и прозвание подлинно». Таким образом, устанавливались новые отношения между мастерами и учениками, между заказчиками и исполнителями.

В 1711 году правительствующим Сенатом палата изуграфского правления Заруднева распускается, «а солдаты взяты в военный приказ, а подьячие и сторожы пошли врозь» (то есть разбежались). «А без палат и без подьячих и без солдат и что к приказному управлению будет надобно, тех вышеписанных дел (то есть иконописных) управлять невозможно».

[identity profile] artemorte.livejournal.com 2013-03-21 09:00 am (UTC)(link)
да, и не 1822, а 1722, типа "Духовный регламент" наверное имеется ввиду

[identity profile] danuvius.livejournal.com 2013-03-21 09:22 am (UTC)(link)
Ну, знаете...
Вы совсем не в тему.
(deleted comment)

[identity profile] danuvius.livejournal.com 2013-03-22 06:02 am (UTC)(link)
Спасибо. Так и думал, что у православнутых здесь лажа.

[identity profile] kunagil.livejournal.com 2013-03-24 05:19 pm (UTC)(link)
Возможно, имеется в виду следующий текст (цитируется из вторых рук Л.А. Успенским в "Богословии иконы" и другими авторами):

"...определение Святейшего Синода от 27 марта — 14 апреля 1880 года: "Для того чтобы церковная живопись, при строгом охранении преданий, соответствовала и требованиям искусства и через то, помимо религиозного своего значения, могла оказать значительное влияние на развитие изящного вкуса в массах, Святейшим Синодом было признано весьма полезным посредничество Императорской Академии Художеств между заказчиками и художниками при устроении целых иконостасов, отдельных киотов и образов."

Странная дата Определения, но ссылку на оригинальный текст предоставить не могу.

[identity profile] kunagil.livejournal.com 2013-03-28 06:14 am (UTC)(link)
Upd: Алфавитный указатель действующих и руководственных канонических постановлений, указов, определений и распоряжений Святейшего правительствующего синода (1721-1901 г. включительно) и гражданских законов, относящихся к Духовному ведомству православного исповедания / Сост. С.В. Калашников
Санкт-Петербург : И.Л. Тузов, 1902. § 693. С. 167. (http://dlib.rsl.ru/viewer/01003705004#?page=84)

[identity profile] danuvius.livejournal.com 2013-03-28 06:20 am (UTC)(link)
Спасибо. Номер 697 особенно впечатляет :)
Но, стало быть, постановление 1822 -- все же миф?

[identity profile] kunagil.livejournal.com 2013-03-28 07:16 am (UTC)(link)
Да, растиражированная ошибка в дате.

Все пункты хороши! А ведь еще есть постановления по духовному образованию - тоже есть перлы, но это уже оффтоп.

[identity profile] danuvius.livejournal.com 2013-03-28 07:18 am (UTC)(link)
Ой, а можно ссылки? Или если Вы сами бы сделали выборку и запостили в Ваше ЖЖ, я бы републиковал. Мне эта тема тоже интересна :)

[identity profile] kunagil.livejournal.com 2013-03-28 11:21 am (UTC)(link)
Степень моей компетенции в деле составления подборок ограничивается возможностями гугла,
а нормального немобильного интернета в ближайшее время не будет, к сожалению.

К тому же мое внимание в подобного рода документах более привлекали незначительные, почти бытовые, мелочи и возможность провести параллели с современным положением дел.
А Вам, скорее всего, интересны моменты касательно постановки образовательного процесса?

[identity profile] danuvius.livejournal.com 2013-03-28 07:20 am (UTC)(link)
Ошибка не только в дате, но и в интерпретации. Там вначале как раз говорится о сохранении традиции, а Академии уделяется роль посредника -- совсем не обяз-но, что речь только и именно об "академич." иконописи.